Функционирование транспортных систем городов
(ТСГ) и зон их влияния по определению предусматривает взаимодействие
населения (потребитель услуг) - предприятий (компаний)-перевозчиков,
оказывающих дорожно-транспортные услуги - властных структур.
Населению - нужны следующие услуги дорожно-транспортного
характера:
1) перевозка средствами ГОТ;
2) использование дорожно-транспортной инфраструктуры
города для поездок на индивидуальном легковом транспорте;
3) хранение (временное и постоянное), обслуживание
(АЗС, мойки) и ремонт подвижного состава (СТО и ремонтные
мастерские).
Власть - устанавливает правила взаимоотношений
в форме за-конодательных актов, изучает требования населения,
осуществляет прогнозирование развития ТСГ, заключает договора
с предприятиями ГОТ и финансирует их. Функции властных структур
в отношении ГОТ и дорожно-транспортных сооружений различаются
в зависимости от уровня иерархии - федеральный, субфедеральный,
муниципальный.
Предприятия-перевозчики - выполняют заказ
властных струк-тур на перевозку населения средствами ГОТ и,
естественно, стремятся к максимизации дохода (выручка от перевозки
платных пасажиров, дотации, доходы от других видов деятельности).
Власть должна быть заинтересована в предприятиях
ГОТ (лю-бых форм собственности), функционирование которых
препятствует бесконтрольной автомобилизации, требующей значительных
(и все более увеличивающихся) территорий под УДС и места хранения
лег-ковых автомобилей, новых (и все более сложных) дорожно-транспортные
сооружений, и удовлетворяет ту часть налогоплатель-щиков,
которая не может и/или не хочет пользоваться ГОТ. Во взамо-отношениях
сторон в процессе изменения социально-экономических условий
в стране возникли существенные противоречия, которые по-влекли
привели к системному кризису в состоянии ТСГ. Рассмотрим некоторые
его составляющие.
Кризис разрозненности - проявляется
на всех уровнях. Отсутст-вует координация между предприятиями
ГОТ даже в рамках одного крупного города, между предприятиями
электротранспорта, автобус-ными и таксомоторными предприятиями,
между специалистами раз-ных городов и даже в рамках одного
города… Между представителя-ми разных секторов ТСГ лежат "пропасти",
которые они и властные структуры не сумели преодолеть. В то
же время только согласованные действия всех участников городского
движения (и пользователей, и организаторов), взаимный учет
интересов каждого из них могут обес-печить условия для успешного
развития ТСГ.
Кризис законодательной базы. За последние
10 лет не произош-ло никаких сдвигов в правовой сфере, регламентирующей
взаимоот-ношения сторон, участвующих в городском движении.
Дело ограничи-вается разработкой и обсуждением концепций.
Субъекты Федерации вынуждены разрабатывать свои законы (Москва,
Красноярсий край…).Еще сложнее дело с позаконными актами -
в РФ после 1990г. не выпущен ни один СНиП, регулирующий проектирование
транс-портных систем городов, хотя в Белоруссии и Украине
такая работа ведется (см. этот и предыдущие сборники).
Кризис финансирования. Муниципалитеты
все хуже справля-ются с финансированием предприятий ГОТ, не
идут на заключение договоров с перевозчиками. Имеет место
задолженность Федерации и ее субъектов за перевозку льготных
пассажиров.
Экономический кризис. Тарифы на перевозку
пассажиров сред-ствами ГОТ продолжают быстро расти вследствие
бесконтрольного (практически) роста цен на горюче-смазочные
материалы и электро-энергию, на подвижной состав (в Екатеринбурге
в 2002 году по срав-нению с 1990 годом тариф на трамвайную
поездку вырос с 3 копеек до 5 руб., то есть в 169 раз при
росте стоимости жизни примерно в 10 - 20 раз). Себестоимость
перевозки одного пассажира (с учетом льготных) в 2-3 раза
ниже тарифа.
Кризис "взаимоотношений" общественного и
индивидуально-го транспорта - жестко проявляется в крупных
и крупнейших городах, где в часы пик (и не только в эти часы)
скорости движения ГОТ резко снижаются. Удельный вес поездок
на легковом индивидуальном транспорте увеличивается. Это связано
с индивидуализацией населе-ния (собственное жилье, собственный
автомобиль и т.д.), что ведет к индивидуализации перемещений.
Сумеет ли общественный транспорт в этих условиях сохранить
свое место в будущем (существует мне-ние: каждому - свой вид
транспорта)? В дальнейшем может повто-риться ситуация зарубежных
городов: индивидуализация жилья при-водит к появлению маятниковых
потоков "пригород-город -пригород". Кроме того, в связи с
автомобилизацией крупные торговые центры и супермаркеты перемещаются
в периферийную и пригородную зоны.
Кризис профессионализма. Во многих городах
практически не осталось специалистов в области ТСГ, прежде
всего проектировщиков и системных управленцев. Отсутствие
заказов на разработку КТС, КСОД (по многим городам они не
разрабатывались десятилетиями) и на проведение транспортно-градостроительных
исследований не по-зволяют быстро повысить квалификацию молодых
специалистов.
Указанные (и не указанные, но хорошо известные)
проблемы невозможно решить в одиночку: необходимы консолидированные
усилия всех участников. Причем ситуация не может быть исправлена
без помощи государства, без выработки им политики в отношении
ТСГ вообще и ГОТ, в частности. Необходимо в кратчайший срок
уч-редить Ассоциацию специалистов по транспортным системам
городов, Ассоциацию предприятий ГОТ, Союз общественного транспорта,
спо-собные аккумулировать противоречивые интересы участников
город-ского движения и отстоять интересы любого из них, осуществить
ком-плекс научных и проектных работ в области ТСГ.
Следует отметить, что сложность проблем с городскими
транс-портными системами породила почти панические настроения,
выра-жающиеся в предложениях, например, создавать параллельные
- ак-ционерные и муниципальные - предприятия городского электротранс-порта
с передачей первым инфраструктуры ГЭТ.
Есть еще одно важное обстоятельство: сообщество
специали-стов по транспортным системам городов не смогло подчинить
себя корпоративным интересам (подчас даже в одном и том же
городе) и поэтому несет свою долю ответственности за указанный
системный кризис.
В экономической и транспортно-градостроительной
литературе традиционно выделяют транспортные системы страны,
регионов, городов, отдельных видов транспорта и транспортно
- технологиче-ские системы (например, трубопроводные, контейнерные..).
При этом термин "транспортная система" предполагает наличие
высокого уров-ня развития средств реализации транспортных
процессов. Каждому иерархическому уровню системы расселения
соответствует свой класс транспортных задач, решение которых
должно осуществляется как непрерывный процесс прогнозирования
на 20-50 лет, проектиро-вания на 5-15 лет и планирования на
3-5 лет (с разбивкой мероприятий ближайшего периода по годам).
При этом под транспортной системой города (района расселения)
понимается совокупность транспортных коммуникаций всех видов
(улицы, дороги, линии рельсового транспорта …) с их инженерным
оборудованием и сооружениями, транспортные хозяйства и весь
подвижной состав, а также методы управления и организации
городского движения, обеспечивающие передвижения и грузов.
Транспортные системы городов характеризуются
общими и ча-стными особенностями и, как следствие, общими
и частными показа-телями. К общим относятся объемы перевозок
и их структура по спо-собам передвижений (поездок), средняя
дальность передвижения (поездки), средние затраты времени
на передвижение (поездку) и суточные затраты времени на те
же цели, средняя скорость передви-жения (поездки). Время передвижения
- интегральный показатель развития города, так как в нем аккумулируются
все стороны развития города и его транспортной системы: уровень
экономки, размещение мест жилья и труда, культурных и бытовых
объектов, развитие автомобилизации и сети магистральных улиц,
орга-низации движения и хранения (постоянного и временного)
подвижного состава, уровень услуг, оказываемых на дому, в
т.ч. с использованием виртуальных систем…Весьма важной является
структура затрат времени на передвижения при разных способах
его совершения.
Обобщающим показателем состояния ТСГ является
коэффициент удовлетворенности населения транспортной системой
и ее подсистемами. Но именно этот показатель практически не
исследуется.
Хотя и очевидно, что все подсистемы ТСГ должны
рассмат-риваться в единстве, в специальной литературе, а главное
в практике управления, организации движения и перевозок эта
точка зрения (к удивлению!) не стала доминирующей.
Любое решение в области транспортных систем
городов должно базироваться на исследовании грузопассажирских
связей и проектировании развития транспортной сети. В связи
с этим целесообразно создание в крупных экономических районах
(феде-ральных округах) научно - проектных центров транспортных
систем городов на основе частного или смешенного муниципально-частного
капитала (например, Уральский научно - исследовательский и
проектный институт транспортных систем городов). В целях привлече-ния
к этой работе ВУЗов для улучшения подготовки специали-стов
целесообразно трактовать такие центры и как учебные (база
для практики студентов специальностей "городское строительство
и хо-зяйство", "региональная и муниципальная экономика" и
переподго-товки муниципальных служащих, работников предприятий
ГОТ). Создание таких центров (по крайней мере в крупнейших
городах) позво-лит обеспечить города проектно - сметной документацией
в облас-ти транспортных систем.
Прогнозирование развития ТСГ на федеральном
уровне долж-но осуществляется для проведения через систему
нормативных ак-тов единой транспортной политики и выявления
общей потребно-сти в подвижном составе городского массового
пассажирского транспорта в целях ориентации (а в необходимых
случаях и для стимулирования) инвесторов и производителей.
На этом уровне возможно привлечение к прогнозированию всевозможных
общерос-сийских общественно-профессиональных образований (см.
выше). Де-тализация прогнозов и определение потребности в
финансовых ресурсах для развития ТСГ осуществляется на уровне
регионов. На уровне же конкретных городов прогнозы развития
транспортных систем реализуются путем привязки их к пространственным
и временным координатам в увязке с финансовыми и материальными
ресурсами органов управления указанных территорий. Наконец,
на уровне конкретного предприятия ГМПТ-перевозчика независимо
от формы собственности на основании договора между властны-ми
структурами и предприятиями разрабатываются текущий и опе-ративный
прогнозы и планы.
Планирование развития ТСГ осуществляется на
уровне муни-ципального образования района и города в форме
разработки титульного списка объектов остоительства (на основе
КТС и КСОД) и заключения договоров с перевозчиками и подрядчиками.
Анализ транспортно - пассажирского обслуживания
населения осуществляется на локальном уровне (город, муниципальное
образование). При этом реализуется следующая схема: анализ
функционирования ТСГ (диагностика состояния) - стратегическое
и долгосрочное прогнозирование - долгосрочное системное проектирование
(в масштабе города) - мезо-масштабное проектирова-ние (отдельные
районы, зоны города, отдельные виды транспорта) - эскизное
транспортное планирование (транспортные системы малых городов
и отдельные мероприятия в остальных) -реализация - анализ
функционирования ТС.
Для каждого временного горизонта развития ТСГ
устанавли-вается, исходя из финансовых возможностей города,
минималь-ный социальный стандарт транспортного обслуживания
населения.
В наше время решение проблем развития ТСГ невозможно
без учета информационно - коммуникационных технологий, как
катализаторов устойчивого развития города, с одной стороны,
и поддер-жания его целостности, с другой. Информационно-коммуникационные
каналы помимо всего прочего, обеспечивают население информацией
о ситуации с транспортными потоками, маршрутами, загрузкой
транспортных сетей, что позволяет жителям сделать осознанный
выбор вида транспорта и путей следования и улучшить использование
существующей транспортной инфрастуктуры. Чтобы улучшить представление
информации о ситуации с транспортными потоками и возможностями
общественного транс-порта, каждый крупный город должен иметь
сервер, который сделает такую информацию доступной для жителей
через Интернет. Тогда многие жители города захотят (может
быть) воспользоваться общественным, а не легковым индивидуальным
транспортом из-за реаль-ной интеграции между подсистемами
ГОТ в области расписаний и систем оплаты проезда.
Наконец, серьезнейшей проблемой ТСГ является
отсутствие терминологического единства и полноценной статистической
базы. Причем достичь единства в трактовке основных понятий
специалисты по ТСГ обязаны сами путем дискуссий (например,
в рамках международных конференций). При редактировании нашего
сборника возник-ли трудности с применяемым многими авторами
термином "городской пассажирский транспорт" (ГПТ), включающим
в себя и массовый, и легковой индивидуальный транспорт. Очевидно,
что корректнее гово-рить о городском общественном транспорте
(ГОТ) или городском мас-совом пассажирском транспорте (ГМПТ).
|