В связи со значительными колебаниями пассажиропотока по временам года
и дням недели расписание составляются на весенне-летний и осенне-зимний
периоды года, а также отдельно для рабочих, субботних и воскресных
дней.
Кроме того, особенно для междугородних маршрутов, составляют
специальные расписания для праздничных и предпраздничных дней, ярмарок и
массовых мероприятий.
Основным видом расписания является сводное маршрутное расписание по каждому маршруту в табулярной или реже в графической форме.
Маршрутное расписание содержит данные о протяженности маршрута,
названиях конечных пунктов, дате введения расписания, типе и количестве
подвижного состава, времени начала и окончания движения, принятом режиме
труда водителей.
На основании маршрутных расписаний составляют рабочее (автобусное)
расписание на каждый выход (выдается водителю). В нем указывается время
выезда из АТП, прибытие на начальный пункт движения, продолжительность
смены, время обедов и отстоя, наименование контрольных пунктов и время
их прохождения по каждому рейсу.
По каждому контрольному пункту составляют диспетчерское (станционное)
расписание в табулярной форме, где по вертикали заносят все рейсы
автобусов, а по горизонтали время прибытия и отправления по каждому
рейсу.
Разновидностью станционного является информационное расписание на
остановочных и конечных пунктах, в котором указывают время прибытия и
отправление — для конечных пунктов, для промежуточных пунктов — только
время прибытия.
Система организации труда водителей — это комплекс мероприятий,
обеспечивающих рациональную расстановку водителей, регламентирующих
время и сменность их работы на маршруте, а также время отдыха.
Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков работы по дням, сменам, их продолжительности, дням отдыха.
График составляют в форме таблицы с указанием работы водителей: 1 —
первая смена; 2 — вторая смена; в — выходной; о — дополнительный день
для межсменного отдыха.
В междугороднем автобусном сообщении применяют следующую организацию
труда водителей: одиночная езда; турная; сменная; сменно-турная;
сменно-групповая; сменно-турно-групповая.
Сменно-групповая езда — бригада водителей закрепляется за несколькими
автобусами, и каждый водитель обслуживает разные автобусы, но на своем
участке.
На городских маршрутах применяют следующие формы организации труда водителей:
- Сменная форма — на одном автобусе работает 3 водителя (ежедневно,
через два дня выходной) — на маршрутах, где необходимо ранее начало и
позднее окончание работы.
- Полуторная форма — за двумя автобусами закрепляется два водителя, а третий водитель является подменным (через два дня выходной).
- Двухполовинная форма организации — на двух автобусах работает 5
водителей. Два водителя только на первом автобусе другие два на другом,
пятый — подменный (выходной день через 4 дня).
|