Одним из современных методов прогнозирования
градостроитель-ных процессов является разработка экологического
паспорта города, где должны быть отображены существующие и
прогнозируемые опасности, в том числе от отрицательного воздействия
автотранспорта. Главной задачей экологического паспорта города
является отображение опасных участков территории города, с
делением их на зоны чрезвычайной, повышенной, средней и незначительной
опасности. Он должен так же включать систему прогнозирования
степени загрязнения территории выбросами автомобилей в будущем
и рекомендации по улучшению экологического состояния этих
участков с последующим проведением необходимых мероприятий.
База данных для оценивания возможных ситуаций должна охватывать
территорию всего города для того, чтобы проведение необходимых
мероприятий не привело к ухудшению состояния соседних участков
дорог. Экологический паспорт города - это разработанная карта-схема
города с учётом перспективы реконструкции существующих районов
и строительства новых, где отображены все автомагистрали и
дороги, которые разделены на зоны опасности. Он должен являться
основой для составления и разработки всей градостроительной
проектной документации с учётом перспективных планов развития,
которые в дальнейшем отрицательно не повлияют на жизнедеятельность
города.
Выделение зон загрязнения должно проводится
на основании рас-четных среднесуточных концентраций вредных
веществ отработанных газов автотранспорта.
В основу разработки экологического паспорта
города с учетом транспортной составляющей кладется прогнозируемая
интенсивности движения транспортных потоков с учётом иногороднего
и транзитного транспорта. Количество загрязняющих веществ
в выхлопных газах зависит от состава транспортного потока,
интенсивности и режимов движения, которые, в свою очередь,
определяются транспортно-планировочными показателями магистральной
сети города; последняя предопределяет размеры и конфигурацию
межмагистральных территорий, длины перегонов…Исходя из этого
можно разработать систему прогнозов изменения выбросов вредных
веществ автотранспортом, как например это было сделано в проекте
"Экологически допустимый транспорт" (EST-проект) разработанном
группой "Транспорт и окружающая среда" ЦЕИ [1].
В проекте рассматриваются четыре сценария изменения
выбросов основных вредных веществ в странах Центральной Европы
с 1994г. до 2030 г.: 1) Trend projectіon - изменение вредных
выбросов при сущест-вующих темпах развития транспорта (ТР);
2) EST 1 - изменение вред-ных выбросов при применении новейших
технологий усовершенствова-ния транспортных средств и использование
экологически чистых транс-портных средств (High Technology
Scenario); 3) EST2- изменение вредных выбросов при экологически
рациональном планировании перевозок (Travel Demand Management
Scenario); 4) ETS 3 - объединение сценариев ETS1 и ETS2.
Сравнение разных сценариев представлено на рис.1-4.
Как видно из рисунков, выбросы основных вредных веществ могут
быть сущест-венно уменьшены путем реализации мероприятий по
улучшению эколо-гических показателей транспортных средств
и рациональным управлени-ем потребностями перевозок.
Разработка таких сценариев должна быть произведена
для каждого города, для конкретного транспортного узла или
улицы.
Поэтому основным направлением в разработке экологического
паспорта города должно быть определение автотранспортных источников
выбросов. Для этого проф. Солуха Б.В. [2] улично-дорожную
сеть делит на однородные по режимам движения участки - плоскостные
источники выбросов 4 типов:
Д1 - движение автотранспортного потока без
задержки со скоро-стью Vср- учитываются пробеговые выбросы
по Д1 со скоростью Vср; при этом на каждом участке Д1 скорость
Vср может быть разной;
Д2 - источник маневра перед преградой движения-
преграду мо-жет составлять светофор, остановка пассажирского
транспорта, подъем, туннель, несанкционированный пешеходный
переход, стоящий авто-транспорт и т.п; при определении выбросов
Д2 учитываются зависи-мости:
- изменения скорости движения от Vср до полной
остановки и при разгоне от 0 до Vср;
- величин выбросов от скорости движения, включая
холостой ход;
- продолжительности задержки от режима работы
светофора;
ДЗ - источник маневра с поворотным движением-
маневры на перекрестке улиц, при изменении полосы движения,
заезде или выезде с примыкающей территории;
Д4 - автостоянка -учитываются выбросы во время
прогрева двига-теля, холостого хода; пробежные выбросы при
выезде и заезде отдельно в теплый, переходный и холодный периоды
года.
Плоскостной источник выбросов, как правило,
выделяется как прямоугольный элемент улично-дорожной сети
в цифровой картографи-ческой системе (ГИС).
Необходимым направлением в разработке экологического
паспор-та города является разработка и введение в действие
транспортно-экологического мониторинга для данного города.,
главной задачей кото-рого является наблюдение и контроль за
экологически опасными участ-ками автомобильных дорог и транспортными
узлами, а также использо-вание современных методов сбора,
обработки, передачи, сохранения, поиска и выдачи информации,
которая будет служить источником для создания необходимого
банка данных. При этом могут использоваться аэрокосмические
съемки [3].
Литература
1. Pilot Project "Entvironmentally Systainable
Transport" in the CEI Countries in Transition in Europe-Case
Study. Vienna, TRAFICO Verkehrsplannung,1997.
2. Солуха Б.В. Оценка влияния вредных выбросов
автотранспорта на атмосферный воздух в зоне жилищной застройки
(ОВНС согласно ДБН А. 2.2.-1-95).- К.,2000, с. 24-25.
3. Иванова Л.И., Рейцен Е.А. О комплексном
подходе к выполне-нию курсовых работ и дипломного проектирования
по специальности "кадастр" .// Інженерна геодезія. Вип.41.1999.
с.41-45.
|